Святитель Спиридон Тримифунтский

О святителе Спиридоне Тримифунтском

Празднование — 25 декабря (12 декабря по старому стилю)

Житие

Икона святителя Спиридона Тримифунтского

Святой Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр от простых родителей. В миру он был пастухом, имел жену и детей и отличался нестяжательностью, странноприимством и милосердием к бедным. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), он был рукоположен во епископа Кипрского города Тримифунта.

Святитель Спиридон был человеком не книжным и не ученым, но мужем высокой святости. В сане епископа он сохранял простой образ жизни, пас овец, принимал странников, помогал нуждающимся, утешал скорбных.

У него был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. При этом он просто показывал им вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.

Святитель с любовью заботился о своей пастве. Провидя тайные грехи людей, он призывал их к покаянию и исправлению. Тех же, кто не внимал голосу совести и словам святого, постигало Божие наказание.

Все житие святителя Спиридона поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.

Однажды на острове Кипр было бездождие и страшная засуха, множество людей гибло от голода. Небо заключилось, и нужен был второй Илия или подобный ему, который отверз бы небо своей молитвой. Таким оказался святой Спиридон. После того, как он усердно помолился Богу, тотчас небо покрылось облаками и пошел обильный дождь, не прекращавшийся несколько дней. Святой помолился опять, и настало вёдро. Земля, обильно напоенная влагой, дала обильный урожай, и, по молитвам угодника Божия, в тот год во всём было великое изобилие.

В 325 году святой Спиридон участвовал в Первом вселенском соборе, собравшимся в Никее для низложения еретика Ария, называвшего Сына Божия тварью, а не творцом, и для исповедания единосущия Сына Божия с Богом Отцом. Святитель вступил в спор с греческим философом, выступавшим в защиту Ария. Простая речь святого показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией. После беседы со святым противник христианства принял православную веру и сделался ее ревностным защитником. «Пока состязание со мною велось посредством доказательств, — говорил он впоследствии своим друзьям, — я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательств от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, — доказательства бессильны против неё, так как человек не может противиться Богу». На Соборе в Никее святитель Спиридон так объяснил еретикам исповедуемое православными единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: он взял в руки кирпич и сжал его — мгновенно вверх вырвался огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.

Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути разлившимся от наводнения ручьем. Чудотворец, вспомнив, как Иисус Навин с Ковчегом Завета посуху перешёл разлившийся Иордан, и веруя во всемогущество Божие, приказал потоку остановиться. Водная стихия повиновалась святому, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.

Зайдя однажды в пустую церковь, святой повелел возжечь лампады и свечи и начал богослужение. Провозгласив «Мир всем», он услышал в ответ раздавшееся сверху великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Слышал это необыкновенное пение и диакон, сослуживший ему. На каждой ектении невидимый хор возглашал: «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, войдя в церковь, они не увидели никого, кроме епископа с немногими церковнослужителями, и небесное пение прекратилось.

Во время одного из богослужений в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь, исполняющий желания боящихся Его, утешил свего угодника: лампада наполнилась елеем так, что он стал переливаться через края, как некогда сосуд вдовицы во дни пророка Елисея.

Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона. Глубокой ночью они забрались в овчарню, но тут же оказались связанными невидимой силой. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, освободил их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».

Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святой ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.

После смерти дочери святого Спиридона Ирины к нему пришла некая женщина и рассказала с плачем о том, что она отдала его дочери золотые украшения для сохранения, и теперь эти драгоценности пропали без вести. Святой обыскал весь дом, но не нашёл их. Тогда, сострадая женщине, вместе со своими домашними он подошёл ко гробу дочери и, обращаясь к ней, воскликнул:

— Дочь моя Ирина! Где находятся украшения, вверенные тебе на хранение? — Ирина, как бы пробудившись от крепкого сна, отвечала:

— Господин мой! Я спрятала их в доме, — и указала место, где спрятаны украшения. Тогда святой сказал ей:

— Теперь спи, дочь моя, пока не пробудит тебя Господь во время всеобщего воскресения.

На присутствовавших при виде такого дивного чуда напал страх. А святитель нашёл в указанном месте спрятанные драгоценности и отдал их женщине.

По смерти Константина Великого империя его разделилась на две части. Восточная половина досталась старшему сыну — Констанцию. Находясь в Антиохии, Констанций впал в тяжкую болезнь, которую врачи не могли исцелить. Тогда царь оставил врачей и обратился к Богу с молитвой о своём исцелении. В видении ночью он увидел ангела, который показал ему целый сонм епископов и среди них двоих, которые, видимо, были вождями и начальниками остальных; ангел поведал при этом царю, что только эти двое могут исцелить его болезнь. Пробудившись и размышляя о виденном, он не мог догадаться, кто были эти два епископа, явившиеся ему. Долгое время царь был в недоумении и, наконец, по чьему-то доброму совету, собрал к себе епископов всей империи. Царское приказание, а лучше сказать, прошение, достигло и острова Кипра, и города Тримифунта, где жил святитель Спиридон. Святому же всё было заранее открыто Богом. Тотчас он отправился к императору, взяв с собой ученика своего Трифиллия, который в то время не был ещё епископом. Прибыв в Антиохию, они пошли во дворец к царю. Спиридон был одет в бедные одежды и имел в руках финиковый посох, на голове митру, а на груди глиняный сосудец, как это было в обычае у жителей Иерусалима (в таких сосудах носили они елей от святого Креста). Когда святой входил во дворец, один их дворцовых служителей, богато одетый, счёл его за нищего и, не позволяя ему войти, ударил его по щеке. Спиридон же, по своему незлобию и памятуя слова Господа (Мф. 5, 39), подставил ему другую щёку. Служитель понял, что перед ним стоит святой епископ и, сознав свой грех, смиренно просил у него прощения, которое и получил.

Едва только святой Спиридон вместе со своим учеником, будущим епископом Левкуссийским, вошли к царю, последний тотчас узнал их — именно такими были те «вожди епископов», что явились ему в видении. Констанций встал, подошёл к святому и поклонился ему, со слезами прося помолиться Богу об его исцелении. Лишь только святой Спиридон коснулся головы царя, тот сразу выздоровел. Царь оказал ему великие почести и в радости провёл с ним весь тот день.

В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу ( ок. 348). Память его Церковь совершает 12 декабря (25 декабря по нов. стилю).

О жизни Тримифунтского чудотворца сохранились свидетельства церковных историков IV-V вв. — Сократа Схоластика, Созомена и Руфина, обработанные в X в. византийским агиографом блаженным Симеоном Метафрастом. Известно также древнее Житие святителя Спиридона, написанное ямбическими стихами его учеником святителем Трифиллием, епископом Левкуссии Кипрской ( ок. 370, память 13 июня). Канон святителю Спиридону написал в первой половине IX века преподобный Феофан Исповедник (память 11 октября).

Святые мощи

Мощи святителя Спиридона до середины VII века покоились в храме Святых Апостолов в городе Тримифунте, а затем были перевезены в Константинополь. В 1453 году, когда столица Византийской Империи пала под натиском турок, иерей Георгий по прозванию Калохерет, тайно взяв чтимые мощи, отправился сначала в Сербию, а в 1460 году привез их на остров Корфу (по-гречески Керкира). Здесь, в храме святителя Спиридона, они хранятся до сего дня.

Неизвестно, когда и по каким причинам десница была отделена от мощей святителя. По свидетельствам Христодула Вульгариса (великого протопопа Керкиры, жившего в XVII веке), в 1592 году десница была доставлена из Константинополя в Рим Папе Клименту VIII, который в 1606 году передал святыню кардиналу Чезаре Баронио. Кардинал, известный католический церковный историк, в свою очередь, передал десницу церкви Божией Матери (S. Mаria in Vallicella) в Риме, о чем свидетельствует соответствующая запись в церковном архиве. Л. С. Врокинис, греческий историк, ссылаясь на Христодула Вульгариса, писал, что десница находилась в храме Божией Матери в конусообразном позолоченном хранилище невизантийской работы, высотой около полуметра. В ноябре 1984 года, накануне праздника святого Спиридона, усилиями митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих островов Тимофея, святыня была возвращена Церкви Керкиры.

Почитание, храмы, новые чудеса

«Не знатность рода, потому что род его был убог; ни высокость звания, потому что он был пастух овец; ни знание света мудрости мирской, потому что он в училищах не обучался; ни другая какая вещь, кроме добродетели,  возвели на такую высоту этого чудотворца и предстателя нашего Спиридона… И до нынешнего дня не поклоняются ли ему все славные и владетельные князья? Не полагаем ли мы за великую для себя честь целовать не только главу его, но и кончики сапог, которые он носил?» — Так говорил, восхваляя святого Спиридона, замечательный проповедник, уроженец Корфу российский архиепископ Никифор Феотокис (1731-1800), закончивший свои дни в Московском Даниловом монастыре.

Особо чтят святителя Спиридона жители греческого острова Корфу, где с середины XV века хранятся его святые мощи. Святитель по праву почитается небесным покровителем острова.

Древняя церковь святого Спиридона в городе Керкире (столице острова) считалась богатейшей на Востоке, на храм жертвовали не только православные христиане, но и католики. Многочисленные вклады были сделаны российским императорским домом, в частности, императрицей Екатериной II и императором Павлом I. В храме посетителя поражают огромные золотые и серебряные паникадила, мраморный иконостас, непривычного вида иконы в золотых рамках на своде. По всему собору и над ракой с мощами святителя Спиридона на цепочках висит большое количество металлических фигурок: кораблей, машин, отдельных частей тела — знаков благодарности прихожан и паломников, получивших помощь от святого.

В 1801 году, после освобождения острова от войск Наполеона святым адмиралом Феодором Ушаковым, храм святителя Спиридона в Керкире был принят под особое покровительство России, в знак чего над его западными вратами был установлен императорский герб (к 1807 году это покровительство сохранило лишь номинальный характер, поскольку по условиям Тильзитского договора, подписанного Александром I и Наполеоном, Ионические острова отошли к Франции).

Местное предание содержит множество новых чудес святителя, не вошедших в традиционные жития, составленные, как правило, на основании Метафрастова повествования о святом второй половины X века. Приведем некоторые из них.

В 1716 году турецкая эскадра с пятидесятитысячным войском окружила Корфу плотным кольцом, отрезав выходы к морю. Однажды на рассвете турки вдруг увидели явившийся над их рядами образ святителя Спиридона, держащего в правой руке сверкающий меч. Испуганное грозным видением турецкое войско было обращено в бегство, и осада не состоялась.

Об этом чудесном избавлении вспоминает в одном из своих слов Никифор Феотокис. В годы его детства это событие еще было свежо в памяти его соотечественников. Напомнив о древних чудесах святого, Никифор говорит далее о множестве новых его чудес, хорошо известных, как видно из его слов, каждому керкирцу.

«Не были ли мы услышаны им столько раз? — восклицает Никифор. — Не утишил ли он землю от землетрясений, не прогнал ли окружившую нас моровую язву, не доставил ли пшеницу в хранилище чудным образом для прекращения бывшего у нас глада? В прошедшую вербную неделю, когда отправляли молебствие с ношением по граду чудотворных его мощей, все вы видели бесноватую жену, как она из себя пены испускала и зубами скрежетала; и хотя у нее связаны были руки и ноги, однако два или три человека с трудом могли удерживать бесчинное стремление ее движений. Вы видели, что лицо ее не походило на человеческое; слышали ее голоса, как она иногда по подобию вола ревела, иногда как щенок лаяла, иногда как младенец рыдала. И когда, положив ее на землю, над нею троекратно пронесли мощи чудотворца, помещенные в иконе святой Троицы, Которую он на соборе исповедывал, то в третье ношение, – О, преславное чудо! – немедленно она приняла образ человеческий, успокоилась от разновидного движения, престала от ужасного крика, стала говорить как человек. Тогда немедленно ее развязали, и она, сама встав, со слезами на глазах припала к ногам святого и с благодарением ему поклонилась».

Одним из свидетелей чуда, происшедшего от мощей святителя Спиридона, стал русский писатель Н.В. Гоголь (1809-1852), который во время своего пребывания за границей приезжал на Корфу. В это время совершалось обычное празднование святителю в день его памяти 12 декабря. Святые мощи торжественно обносили вокруг города. Среди присутствующих при этом находился некий английский путешественник, воспитанный в скепсисе и рационализме протестантской культуры, которому показалось, что тело святого набальзамировано. Когда он подошел к раке с мощами поближе, то с ужасом и изумлением заметил, что мощи святого медленно приподнялись в раке, как будто нарочно для того, чтобы скептик смог убедиться в ложности своего предположения. Н.В. Гоголя это происшествие, о котором он поведал оптинским монахам, потрясло до глубины души.

В годы Второй мировой войны авиационная бомба, сброшенная с самолета на храм святителя Спиридона, где покоятся мощи святого, взорвалась в воздухе, не причинив зданию никакого вреда.

Святитель Спиридон издревле почитается и в России. «Солнцеворот» или «поворот солнца на лето» (25 декабря нов. стиля), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». Особым почитанием пользовался святой в Новгороде и Москве, а позже и в Санкт-Петербурге. В 1633-1639 годах в Москве, в патриаршей слободе на «Козьем болоте», «благословением патриарха Филарета» была выстроена церковь во имя Рождества Богородицы с приделом святителя Спиридона. Эта церковь в народе называлась обычно Спиридоньевской. Посвящение придела святителю Спиридону можно объяснить тем, что в слободе, где построили церковь, разводили коз, а святой Спиридон, бывший пастухом, считается покровителем скотоводства. Церковь стояла на углу улицы Спиридоновки и Большого Спиридоньевского переулка и была разрушена в 1932 году. На ее месте ныне жилой дом.

В настоящее время престол в честь святителя Спиридона сохранился в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах (в Большом Власьевском переулке, рядом с Пречистенским), одной из древнейших в Москве (впервые упоминается в 1560 году). Считают, что эту церковь впервые выстроил в камне внук патриарха Филарета царь Алексей Михайлович около 1653 года. В 1799-1806 гг. Успенская церковь была отстроена заново по проекту архитектора Н. Леграна. Очевидно, именно тогда в ней был устроен придел в честь святителя Спиридона. Эта церковь была закрыта в 1932 году и в 1990-е годы возвращена Церкви.

В московской церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке (в Брюсовом переулке), одной из немногих, не закрывавшихся во время советской власти, находится чтимая икона святителя Спиридона с частицей его мощей.

В Санкт-Петербурге было четыре Спиридоньевских церкви: при Главном управлении императорских уделов, при Елизаветинском женском институте, при Лейб-гвардии Финляндском полку и в Главном Адмиралтействе. Все они были воздвигнуты в царствование Александра I, что не было случайностью. Император родился 12 декабря 1777 года, в день святого Спиридона, и Тримифунтский святитель являлся вместе со святым Александром Невским его небесным покровителем. «Адмиралтейский» храм святителя Спиридона Тримифунтского, устроенный по проекту О. Монферана, был освящен 12 декабря 1821 года.

На Васильевском острове, на углу Большого проспекта и 19-й линии в 1903-1904 годах, к 100-летию Финляндского полка, была построена часовня святителя Спиридона, приписанная к полковой Спиридоньевской церкви. Часовня, закрытая после революции, сейчас возвращена Церкви и в ней по-прежнему возносятся молитвы к Господу и Его святому угоднику.

Сохранилась церковь святителя Спиридона в Ораниенбауме, построенная в 1838 году для нужд Лейб-гвардии Волынский полка (образованного из одного из батальонов Финляндского полка). В настоящее время храм восстанавливается, здесь возобновлено богослужение. Одной из святынь этого храма является частичка башмачка святителя Спиридона, привезенная настоятелем с о. Корфу.

Бархатный башмачок святителя хранился ранее в «Адмиралтейском» храме в Санкт-Петербурге, а часть башмачка — в церкви при Елизаветинском женском институте. Мощи святого Спиридона, по обычаю, переобувают, и замечательно то, что башмачки его оказываются изношенными. Жители о. Корфу верят, что святитель ходит по земле, навещая тех, кому нужна его помощь, и поэтому чудесным образом истаптывает свою обувь (то же известно у нас о преподобном Сергии Радонежском). Истоптанные святителем башмачки передают, как великую святыню, верующим.

Святитель Спиридон Тримифунтский и святой Феодор Ушаков

В период 1386-1797 гг. остров Корфу принадлежал Венецианской республике. В 1797 году Корфу, как и другие Ионические острова, был занят французскими войсками, а в 1799 году, в результате трехмесячной осады объединенного русско-турецкого флота под командованием Ф.Ф. Ушакова французский гарнизон был вытеснен с острова. За эту победу Ф.Ф. Ушаков был возведен в чин адмирала. Освобождение острова от инославных захватчиков было ознаменовано великим шествием, назначенным на первый день Пасхи 27 марта 1799 года. Адмирал Ушаков пригласил духовенство совершить крестный ход с выносом мощей святого Спиридона. О том, как проходило это празднество, сообщает биограф Ф.Ф. Ушакова Р.К. Скаловский: «В избранный адмиралом день, 27 марта, народ собрался со всех деревень и ближайших островов; русские войска были расставлены по обеим сторонам пути, по которому должна была идти процессия, и часть их расположилась на главной площади. Гробницу и балдахин поддерживали наши генералы, штаб- и обер-офицеры и первые лица города. Ее обнесли вокруг крепостных строений, и в это время из всех крепостей производилась пальба; войско стреляло беглым огнем из ружей. Вечером весь город был иллюминован, и народ беспрерывно восклицал: «Виват! Государь наш избавитель Павел Петрович!».

Имя русского адмирала сегодня носит одна из улиц города Керкиры. На одной из площадей города ему воздвигнут памятник из мрамора и бронзы.

О церковном почитании святых мощей

Основанием для христианского почитания мощей святых является Воплощение Сына Божия: Господь воспринял во всей полноте человеческую природу, открыв путь к ее обожению. Тела святых, при жизни ставшие причастными невещественному «огню Божества», по смерти становятся подобными золоту, очищенному в горниле, и вмещают в себя тот «чистый свет» Божественной славы, в котором пребывают их души на небесах.

Свидетельства о чудотворности мощей угодников Божиих имеются уже в Ветхом Завете. Так, в 4-й книге Царств описано чудесное оживление умершего человека от прикосновения к костям пророка Елисея (гл. 13, ст. 21). Одним из ранних христианских свидетельств о поклонении святым мощам является послание Смирнской Церкви к Филадельфийской Церкви по поводу мученической кончины Поликарпа Смирнского ( 167 г.), приводимое церковным историком Евсевием. В нем говорится, что проконсул, по совету иудеев, сжег тело Поликарпа, чтобы оно не стало предметом поклонения христиан; но «мы собрали кости его… и положили их где следовало… туда, как только можно будет, мы станем собираться с веселием и радостью, и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения» (Евсевий Памфил. Церковная история, кн. 4, гл. 15, ст. 43-44). В древние времена на гробах мучеников, убиенных за Слово Божие (Откр. 6, 9), совершалась Божественная литургия. В напоминание об этом мощи святых мучеников до сих пор полагаются под престолом в алтаре храмов. Издревле в Церкви наряду с мучениками почитались также святители. Их тела часто полагаемы были внутри жертвенника — ради благодати Божественного священства. С прекращением гонений на христиан мощи святых стали полагать в храмах в специально устроенных раках. Их носили на крестных ходах, возлагали на больных. От мощей часто происходили, и происходят до сего дня, чудесные исцеления, мощи некоторых святых источают святое миро (свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия Солунского и др.).

Обычай почитания святых мощей был закреплен в Апостольских постановлениях, в актах Вселенских и Поместных Соборов, в писаниях святых отцов. «Как спасительные источники, Господь Христос даровал нам останки святых, источающие немощным многообразные благодеяния, изливающие благовонное миро и прогоняющие демонов», — так подтвердили отцы Седьмого Вселенского Собора благочестивое Предание Вселенской Церкви о почитании святых мощей (цит. по: Иоанн, епископ Аксайский. История Вселенских Соборов. М., 1995, с. 336).

(1560)